Сергей Знаемский
фото:
компании-производители
В конце ноября компания Nissan обнародовала новейший стратегический план Ambition 2030, который обещает 15 новейших серийных электромобилей и восемь гибридных моделей. Но по сути «электричек» будет еще больше, поэтому что жители страны восходящего солнца планируют употреблять свои силовые установки e-4orce не только лишь на легковых карах, но также в автоспорте и даже в мироздании. Подтверждения — новейший болид для заводской команды Формулы Е и луноход, разработанный вместе с «японским Роскосмосом» JAXA.
Одноместный гоночный Nissan Ariya Single Seater пока представлен в статусе концепт-кара, и о его внутренности ничего определенного не сообщается, так что родство с дорожным электрокроссовером Ariya сводится к наименованию и неким деталям в дизайне. Но если вспомянуть, что FIA всего несколько дней вспять презентовала теорию новейшего технического регламента для «электроформулы» на сезон 2023 года, то станет понятно, что трансфер ниссановских технологий из легковых машин в гонки может стать намного обширнее, чем до этого.
Во-1-х, новенькая Formula E станет вэдовой. Нынешний регламент предугадывает лишь один мотор и задний привод. При всем этом шасси, батарея и шины у всех установок схожие, а мотор-генератор — своей разработки. В будущем регламенте степень унификации очень не поменяется, поставщиком шасси остается французская компания SRT (Spark Racing Technology). Батареи заместо компании McLaren будет предоставлять Williams Advanced Engineering, и сейчас аккумулятор должен весить на 26% меньше (максимум 284 кг) и во время гонки будет разрешена стремительная подзарядка. Но мотор-генераторы покажутся на обеих осях — фронтальный, унифицированный, (производства SRT) на 250 кВт (340 л.с.) и задний, своей разработки, на 350 кВт (476 л.с.).
Разумеется, Nissan сумеет использовать в новеньком болиде свои выработки по управлению электронным полным приводом, как это изготовлено на кроссовере Ariya с системой e-4orce. Напомним, что у серийной Арии есть как переднеприводные версии (мощностью от 218 до 242 л.с.), так и вэдовые с 2-мя электромоторами совокупной мощностью от 279 до 394 л.с.
Интересно, что полный привод на новейшей Формуле Е обусловил отказ от задних механических тормозов: по регламенту 2023 года классические тормозные механизмы останутся лишь впереди, а замедление задних колес будет обеспечивать только рекуперативный режим мотор-генератора.
Новейшие болиды начнут поступать в распоряжение установок для тестов уже в весеннюю пору, но весь гоночный сезон 2022 года Formula E проведет на машинках старенького эталона. Выступления команды Nissan e.dams на машинках текущей конфигурации трудно именовать успешными: в завершившемся сиим в летнюю пору сезоне они заняли десятое пространство посреди 12 установок, хотя до этого были вице-чемпионами как в личном, так и в командном зачетах. Предполагается, что гоночная Ariya поможет поправить ситуацию.
А вот луноход Nissan выйдет на свои трассы не ранее 2024 года. У него тоже полный привод, но не с 2-мя, а с 4-мя моторами — по одному на каждое колесо. Такое тс может принять роль в лунном проекте Artemis, который возглавляют США (Соединённые Штаты Америки — года. 1-ая посадка была намечена на 2024 год, а роль Стране восходящего солнца в проекте заключалась в разработке лунного транспорта, который сумеет накрепко передвигаться по сложной поверхности.
Любопытно, что в 2019 году JAXA подразумевала разрабатывать луноход в кооперации с компанией Тоета, тогда и даже был размещен эскиз шестиколесного обитаемого водородного транспортера, который, очевидно, окрестили Lunar Cruiser. Но в 2020 году к разработкам JAXA был привлечен и Nissan, и в итоге беспилотный четырехколесный ровер будет нести ниссановскую эмблему, а его полным приводом будет управлять система e-4orce, схожая на ту, которую употребляет Ariya.